Стандартизированная методика расчета ОСАГО: новая судебная практика

Стандартизированная методика расчета ОСАГО: новая судебная практика

    COVID-19 О нас
      Наша история Наши правила Наша команда Наша практика Наши клиенты Наши данные Сотрудничество с нами Карьера

    Услуги

      Для бизнеса Граждане

      команда первая Два + команда
        Sabmenu One Сабмену Два Сабмену Тржи +
          Sabmenu One Сабмену Два Сабмену Три Сабмену Четыре Sabmenu Five

        Сабмену Четыре Sabmenu Five

      Третья команда

    -> Статьи и публикации Напишите нам Контакты

      Россия
        Москва Санкт-Петербург Казань

      Европа

        Париж Лондон Берлин Никосия

      Отдых

        Нью-Йорк

Единая методика осаго

    Дом / Статьи и публикации / Единая методика ОСАГО

Единая методика по ОСАГО: расчеты, практика и суды

Автовладельцы хорошо осведомлены о ситуации, в которой они должны обратиться в страховую компанию за компенсацией в связи со страховым случаем. Определение размера страхового возмещения по ОСАГО – это, пожалуй, самая острая проблема, которую знает практически каждый автовладелец.

В то же время так называемые единая методика страхования ОСАГО, разработанная Российским союзом автостраховщиков, которая является единым стандартом расчета размера убытка по ОСАГО. Эта методика обязательна для всех участников страховых отношений ОСАГО, включая страховые компании, а также независимых оценщиков и судебных экспертов.

Раньше существовало несколько методологий расчета потерь, и технические специалисты могли использовать любую из них в своих расчетах, поскольку они носили только рекомендательный характер и часто противоречили в этом отношении.

Однако что изменилось с введением единого метода определения стоимости ремонта поврежденного автомобиля?

Единая методика подробно регулирует:

– порядок определения наличия и характера повреждений транспортного средства;

– порядок расчета стоимости материалов, запчастей, оплаты работ по восстановлению поврежденного транспортного средства до прежнего состояния; а также

– порядок расчета степени износа узлов (деталей, узлов, узлов), подлежащих замене;

– порядок расчета стоимости утилизации в случае полной гибели транспортного средства;

– порядок создания и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормативных человеко-часов при определении размера затрат на ремонт;

– требования к фотографированию поврежденного автомобиля.

При определении стоимости запасных частей и человеко-часов оценщик теперь должен использовать данные из Единой базы цен Российской ассоциации автостраховщиков (РСА). При этом в базе видны только популярные марки автомобилей, а если марки автовладельца нет в списке, стоимость ущерба рассчитывается по старинке.

Более того, Единая методика не решила полностью проблему разницы между размером ущерба, выплаченного страховщиками, и реальной суммой, потраченной владельцем транспортного средства на ремонт транспортного средства. Сумма претензии, рассчитанная на основе Единой методологии, также может значительно отличаться от фактической суммы, особенно в случае владельцев автомобилей премиум-класса, компенсационные цены которых сильно занижены.

Теперь также не имеет значения, находится машина на гарантии или нет, расчет основан не на дилерских ценах, а по единой единой методике, поэтому в случае аварии автовладелец не может рассчитывать на хорошую компенсацию по ОСАГО.

Стоит отметить, что Единая база цен RAMI обновляется каждые шесть месяцев, что в текущей ситуации также увеличит размер ущерба, рассчитанный по единой методике, от фактического ущерба и не отражает фактических цен.

Однако есть и плюсы. Таким образом, максимальный процент потребления снижен с 80% до 50%, что очень важно для автовладельцев.

При этом Единая методология еще не так давно полностью проявила себя в действии, поэтому говорить о каких-либо глобальных изменениях в этом сегменте нет смысла, ведь, как и любое нововведение, Единая методология имеет как свои плюсы и минусы. Нельзя также сказать, что это кардинально изменило ситуацию со страховой выплатой ОСАГО. Автостраховщики не стали более склонны платить суммы по ОСАГО, и даже если суммы увеличились, они часто не соответствуют реальному положению вещей.

Судебная практика по единой методике осаго

Если речь идет об оспаривании размеров компенсационных выплат по ОСАГО в суде, практика показывает, что можно бороться и эффективно вести дела в этой сфере, но стоит оценить реалистичность шансов до соответствующего обращения в суд, так как это существенно усложняет возможность такого спора и без квалифицированной юридической помощи автовладельцу будет сложно обойтись.

Обобщая приведенные выше факты, можно констатировать, что Единая методика ввела стандартизацию в расчет сумм страховых возмещений, однако остается открытым вопрос, в какой степени эта методология фактически оценивает затраты людей, восстанавливающих автомобиль до прежнего состояния после автокатастрофа. Таким образом, общая методология требует, чтобы все страховые компании платили одинаковую сумму в соответствии со стандартизованными расчетами, в частности, меньшую, чем того требует фактическая ситуация. Остальное придется доплатить за ремонт невиновного потребителя по страхованию гражданской ответственности. И зачастую стоимость страхования гражданской ответственности довольно высока. И есть ощущение, что эту методологию лоббируют сами страховщики. Это не очень “клиентоориентированный”.

Однако даже при наличии четких стандартов расчета страховых выплат страховщикам выгодно отсрочить и удешевить эти выплаты. Даже в таком прозрачном процессе страховщики злоупотребляют своими правами, и чем больше, тем прибыльнее это становится. Что делать в этом случае? Как всегда, бороться за свои права нужно в суде. Просто теперь, вместо того, чтобы почти вдвое превышать размер страхового взноса и при этом получать огромные штрафы от страховщиков, потребитель получает значительную доплату, небольшой штраф и, в конце концов, – немалые дивиденды от всего события (разумеется, , в зависимости от каждого случая и стоимости автомобиля). Одно хорошо – потеря стоимости товара теперь будет рассчитываться автоматически. Но это больше похоже на ложку меда в бочке дегтя.

Углубляемся в единую методику расчёта ущерба при ДТП

Минтранс, по всей видимости, намерен до 1 сентября издать постановление, которым будет введена единая система оценки ущерба при авариях. Но страховщики со своими методами явно встанут раньше.

Текущее положение вещей всех беспокоит. Вот ДТП. Пострадавшая сторона обращается в страховую компанию о выплате компенсации по полису ответственности перед третьими лицами. Оценщики страховщиков максимально снижают претензии, предлагая лишь 30-50% от реальной суммы ущерба. Раздраженный автовладелец обращается к автомобильному юристу, который мастерски завышает сумму, получает задание и подает иск. Исход благоприятен именно этому адвокату, который получает львиную долю выигранных в споре денег, включая моральный ущерб. Владелец машины в лучшем случае получает ровно столько денег, сколько нужно на ремонт, но этому рад. Страховщики теряют деньги, а суды завалены судебными исками, описанными выше. Безвыходное положение.

В то же время Минтранс, который давным-давно, лет десять назад, должен был решать эту ситуацию, не предпринимает никаких действий. Таким образом, бремя ответственности было переложено на продавцов полисов ответственности перед третьими лицами – Российский союз автостраховщиков. Эксперты RUA признают, что их инициатива – не панацея, а лишь предварительная мысль, испытательный шар. «Мы доберемся до этого – мы разберемся», – говорят они, шагая по неизведанному пути. Но, возможно, плоды их труда будут видны уже этим летом: страховщики начнут выплачивать автовладельцам реальные компенсации, поврежденные автомобили будут ремонтировать, судьи вздохнут с облегчением, а умные юристы останутся ни с чем.

В RAMA уверены, что выходом из ситуации является «Единая методика определения стоимости ремонта поврежденного автомобиля». Проще говоря, это единый метод расчета ущерба от ДТП по всей России. Страховщики сами взяли на себя разработку данной методологии и назначили экспертный совет, в который вошли они сами, а также Центральный банк, Ассоциация защиты прав автостраховщиков и независимые экспертные организации.

Совет упорно работает, и методика готова. Он состоит из двух частей. Первая часть – это положения о технической экспертизе, тестировании и определении размера компенсации. Что ж, это для знатоков. Вторая часть представляет некоторый интерес для простых смертных, хотя также трудна для понимания и понимания. Речь идет о деньгах, а точнее – о ценах на ремонт автомобиля, поврежденного в ДТП. В РАМИ считают, что ставки могут быть унифицированы по всей стране. Не бойтесь! Чтобы оценить эту идею, подумайте о следующем факте: в Европе разница в стоимости запчастей официальных продавцов едва ли превысит 10%, в нашей стране отклонение дилера от рекомендованной цены поставщика может быть… ну угадайте… 300-400%!

В целях борьбы с грабежами RAMI решила создать единый справочник затрат, который дает представление о реальной средней цене. Будет три отдела: запчасти, стандартные часы работы и лакокрасочные материалы. Страховщики понимают, что они никогда не смогут определить среднюю цену для конкретного автомобиля, но смогут сделать это для конкретной марки и модели. Планируется, что гид охватит 50-70 млн наименований, 80% марок и моделей!

Очевидно, что собрать такой колоссальный объем данных вручную или даже с нуля невозможно. Однако такие каталоги, созданные по другой методике, существуют и используются. Например, есть справочник средней стоимости отечественных автомобилей. В общем, создатели нового каталога стремятся взять все, что можно взять готовым. К концу июня их мегабазы, хотя и не в полной мере, должны заработать – это позиция Центробанка, который контролирует страховщиков и должен будет оценить их работу.

Для сбора данных RAMI разработает комплекс задач, проведет тендер и за свои деньги наймет специалистов – речь идет о компании или сотнях людей. У них есть много способов сбора информации: есть опросы, полевые исследования и сложные автоматизированные системы обработки статистических данных. Одним из основных драйверов затрат будет розничная цена. Редакторы будут собирать данные только от официальных поставщиков и производителей, а это значит, что никто не будет следить на базаре за китайскими неоригиналами.

Ориентир цен будет разбит на 12 экономических регионов, определенных Госстандартом в 1998 году. Разделить страховые случаи на регионы решено исключительно по месту ДТП. Справочник предполагается использовать в двух версиях: массово для технических специалистов (во встроенных вычислительных программах) и для обычных потребителей в Интернете (можно будет искать его среднюю цену по артикулу). Специалисты RAMI намерены обновлять базу каждые полгода по результатам полномасштабных проверок. Это невозможно сделать быстрее, но в конечном итоге изменения будут вноситься в режиме реального времени.

Вся таблица, разделенная на шесть месяцев, будет храниться в архиве не менее двух-трех лет. Во-первых, это важно для криминалистики, так как цена будет производиться в день аварии. Без страховой книжки сложно понять, как это сейчас происходит: страховщик подсчитал, потерпевшая подает в суд, через два года – судебное заседание, и эксперт должен все просчитать на дату аварии. , но нет данных для сбора. Значит, для реформирования системы судебной отчетности (законопроект в Госдуме) тоже потребуются прайс-листы.

Его создатели понимают, что прайс-листы не будут идеальными. Единая методика устанавливает предел статистической погрешности на уровне 10%. Страховщики называют эту цифру труднодостижимой, хотя недавно они подняли планку до 15%. При обнаружении завышения цены, например, на 30%, страховая компания либо организует, проведет и оплатит ремонт автомобиля, либо инициирует судебное разбирательство с обвинением опытного механика (который сегодня не подлежит такому штрафу).

Такая участь обречена на судьбу единой методики расчета компенсации при авариях со всеми справочниками. К лету RAMI подготовит общий план всего и представит его в ЦБ, и, если он согласится, инициатива станет законом в виде поправок к федеральному закону № 40 о страховании гражданской ответственности, который обяжет всех участникам процесса пользоваться методикой и справочником. Отказаться от инноваций будет дороже, так как вам придется провести собственное исследование и доказать, что все стороны правы.

Читайте также:  Обгон запрещен - штраф за нарушение, размер штрафа, зона применения
Оцените статью
Добавить комментарий