Некоторые особенности разрешения споров по договорам страхования ОСАГО

Некоторые особенности разрешения споров по договорам страхования ОСАГО

Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО

Введение обязательного досудебного урегулирования споров по договорам страхования ОСАГО (п.1 ст. 16 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании ОСАГО владельцев автотранспортных средств», далее – ОСАГО. Закон о страховании) и утверждение единой методики определения размера затрат на восстановление поврежденного транспортного средства направлены на сокращение количества судебных споров относительно размера страховых выплат пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Тем не менее, такие иски по-прежнему составляют значительную часть исков ОСАГО, поданных в суды – таков вывод одобренного Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г. рассмотрения данной категории дел (далее – Обзор). ). Большинство пунктов Обзора иллюстрируют, как суды применяют положения Закона о страховании ОСАГО и пояснения, содержащиеся в Решении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Решение № 2). Однако он также включает ряд дополнительных разъяснений Суда.

Процессуальные вопросы

Верховный суд, в частности, отметил, что в случае прямого возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, досудебный режим разрешения спора является обязательным не только для потерпевших, но и для страховых компаний (п. постановление). Таким образом, из-за несоблюдения этой процедуры иск страховщика потерпевшей стороны, который выплатил потерпевшей стороне компенсацию в рамках прямого урегулирования претензии, к страховщику виновника ущерба был отклонен. Истец первоначально предъявил иск о возмещении такого ущерба ответчику, и последний выплатил частичную компенсацию. Однако впоследствии, не предъявляя никаких претензий к ответчику, истец подал иск. Суд постановил, что в данном деле не было юридически обязательной досудебной процедуры разрешения спора, и поэтому иск не может быть рассмотрен (на основании решений Свердловского районного арбитражного суда).

В случае, если авария причинила ущерб только двум столкнувшимся транспортным средствам, гражданская ответственность которых застрахована в соответствии с Законом о страховании ОСАГО, потерпевший должен подать иск о возмещении имущественного ущерба своему страховщику, то есть страховой компании. с которым был заключен последующий договор страхования от несчастных случаев, а не страховщику виновника ущерба (ст. 14 (1) Закона о страховании ОСАГО). Это называется прямая компенсация.

Суд также подчеркнул, что тот факт, что страховщик виновного в правонарушении участвовал или не участвовал в иске потерпевшей к его страховой компании о прямой компенсации, не повлиял на рассмотрение дела (пункт 5 Обзора). В одном из этих разбирательств суд отклонил ходатайство страховщика потерпевшей стороны, который являлся ответчиком в данном деле, о допуске страховой компании, которая застраховала ответственность виновного, к участию в деле в качестве третьей стороны без независимых требований. По словам ответчика, исход дела определит объем ответственности страховщика виновника ущерба, поэтому его участие в судебном разбирательстве было обязательным. Ответчик убежден, что неприсоединение этой страховой компании к делу может, как следствие, привести к отмене приговора вышестоящими судами.

Узнайте, как воспользоваться правом на получение субсидии на страхование ОСАГО, из Энциклопедии решений в онлайн-версии системы ГАРАНТ. Получите 3 дня бесплатного доступа!
Получить доступ

Однако как суд первой инстанции, так и апелляционный суд подчеркнули, что обязанность страховщика лица, виновного в причинении ущерба, выплатить компенсацию страховой компании потерпевшей стороны, выполняется на основании и в порядке, предусмотренном отдельным соглашением о прямом ущербе. возмещение убытков между страховыми организациями. Следовательно, урегулирование спора между потерпевшей стороной и его страховой компанией не влияет напрямую на права и обязанности страховщика виновника ущерба по отношению к стороне судебного разбирательства, и, следовательно, его отсутствие участия в качестве третьей стороны без самостоятельные исковые требования не являются безусловным основанием для отмены судебного решения согласно положениям частей 3-4 ст. 270 АПК РФ. Верховный Суд РФ считает такую ​​позицию судов правильной.

Лица, обладающие правом на получение страховой выплаты

Как уже отмечалось Верховным Судом РФ, страховое возмещение имущественного ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия может получить только лицо, владеющее имуществом на праве собственности или иных имущественных правах (п.18 Постановления № 2). Ни договор аренды недвижимости, ни доверенность на оформление страховых документов и получение страхового возмещения не дают права на получение страховой выплаты (раздел 9 Обзора).

Читайте также:  Полис страхования ответственности такси онлайн

При этом лицо, купившее автомобиль или получившее его на правах хозяйственного или оперативного управления, ни в коем случае не вправе ходатайствовать о выплате страховой суммы страховщику предыдущего владельца – в законе четко указано, что новый владелец должен застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед регистрацией транспортного средства, но не позднее 10 дней после получения права собственности (п. 2 ст. 4 Закона об ОСАГО). На этом основании гражданину П., купившему машину 26 января 2015 г. и попавшему в аварию двумя днями позже (29 января), было справедливо отказано в заявлении о страховании в виде прямой компенсации, что, по его мнению, , подается страховщиком предыдущего владельца транспортного средства, поскольку ответственность последнего застрахована на период до 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, которым разрешено управлять данным автомобилем (пункт 6 отзыва ).

Расходы потерпевшего, возмещаемые страховщиком

Как пояснил суд, потерпевшая сторона имеет право на компенсацию в пределах страховой суммы затрат на реконструкцию и других расходов, понесенных в связи со страховым случаем и необходимых для получения страхового возмещения (п. 28 Постановления № 2). Верховный суд РФ пояснил, что это не только расходы на эвакуацию автомобиля с места аварии, транспортировку пострадавшего в больницу, восстановление дорожного знака и аналогичные расходы, но и расходы на подачу иска и отправка в страховую компанию: гонорары представителей, нотариальное заверение копий документов, почтовые расходы и т. д. (п.10 Обзора).

Более того, Верховный Суд РФ подчеркнул, что в случае задержки выплаты страхового возмещения конфискация будет начислена не только на расходы на ремонт, но и на указанные выше расходы (пункт 25 Обзора).

Пострадавшая сторона также имеет право на возмещение затрат на осмотр поврежденного автомобиля независимым оценщиком, на основании которого определяется размер страхового возмещения, в случае неисполнения страховщиком своих обязательств (раздел 10-12, статья 12 Закона о страховании ОСАГО). Однако, поскольку по закону эти расходы должны нести страховщик в ходе обычной деятельности, они не покрываются компенсацией и не ограничиваются лимитом, заключил Суд (параграф 23 Обзора).

Прямое возмещение убытков

В случае прямого возмещения размер страховой суммы, в пределах которой возмещается ущерб, причиненный потерпевшей, определяется условиями договора страхования ОСАГО лица, виновного в ДТП, – отметил Верховный. Суд (п.15 Обзора). Суд признал правильным позицию кассационной инстанции, которая отменила решения нижестоящих судов об отказе истцу в выплате страхового возмещения, поскольку оно превышало 120 000 злотых. руб. – Это лимит по договорам страхования ОСАГО, заключенным до 1 октября 2014 года (п.31 Решения №2). Суд апелляционной инстанции напомнил, что в случае прямой компенсации страховщик потерпевшей стороны действует от имени страховщика виновника ущерба (статья 14 (1) (4) Закона о страховании ОСАГО). Поскольку договор страхования гражданской ответственности между обеими компаниями был заключен 25 ноября 2014 года, страховая сумма по этому договору составляла 400 000 рублей (ст. 7 (б) Закона о страховании гражданской ответственности). (Статья 7 (b) Закона о страховании ОСАГО), и именно в этих пределах должна быть рассчитана компенсация истцу, заявил суд и направил дело на новое рассмотрение.

Иск к страховой компании о выплате страхового возмещения по ОСАГО в части невыплаченной суммы

Требование о возмещении излишне выплаченной суммы компенсации

Другое объяснение касается способа выплаты компенсации потерпевшей стороне в случае, если страховая компания, которая застраховала его ответственность перед третьими лицами, находится в процессе банкротства или его разрешение на осуществление страховой деятельности было отозвано. В соответствии с законодательством в такой ситуации потерпевшая сторона подает иск о страховом возмещении страховщику, причинившему ущерб (п. 9 ст. 14 (1) Закона о страховании ОСАГО). Если страховщик потерпевшей стороны обанкротился или его лицензия была отозвана после того, как компенсация была выплачена добровольно или по решению суда, и потерпевшая сторона не согласна с суммой, он или она может обратиться за компенсацией только в профессиональную ассоциацию страховщиков. – Автомобиль Союза Страховщиков России по истечении шести месяцев (§ 15 Обзора).

Читайте также:  Билеты ГАИ онлайн: как и где платить без квитанции

По мнению экспертов в области автострахования, многие положения Обзора будут полезны организациям, защищающим права застрахованных лиц – например, относительно компенсации затрат на восстановление и наложения штрафных санкций в случае просрочки. в качестве компенсации. Однако, по мнению представителей этих организаций, одно из объяснений Верховного Суда РФ может увеличить количество споров между участниками рынка.

Александр Коваль, глава Экспертного совета Госдумы по страховому законодательству, президент АНО «За справедливые платежи»:

«Разъяснение Верховного Суда РФ о том, что размер страхового возмещения по договору ОСАГО в отношении поврежденного транспортного средства, на которое распространяется гарантия производителя, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера затрат на восстановительный ремонт (пункт 20 Обзора) означает, что владелец такого автомобиля в случае ремонта у официального дилера должен будет доплатить самому, а в случае ремонта в другом автосервисе, предложенном страховщиком, он потеряет Гарантия. С нашей точки зрения, это явное нарушение прав страхователя! Также следует учитывать, что указанная единая методика разрабатывается и обновляется самими страховщиками без консультации с общественными организациями застрахованных лиц. проводить независимые технические испытания автомобилей, аккредитованных RAMI, видно, что в этой сфере есть конфликт. Тереза. Конечно, эту ситуацию нужно разрешать юридически ».

Как правильно подать в суд на страховую компанию по ОСАГО

Основной причиной обращения в суд в связи со страховыми выплатами по ОСАГО являются споры со страховыми компаниями о занижении размера компенсации или отказе в перечислении установленных сумм. Чтобы подать в суд на страховую компанию по страхованию ОСАГО, вы должны знать законодательство в вашем регионе.

Кратко об ОСАГО

Страхование гражданской ответственности – это страховой полис, приобретаемый водителем транспортного средства для защиты своих прав и имущественных интересов. Приобретение страховки гражданской ответственности позволяет обезопасить водителя от убытков, связанных с выплатой компенсации за ущерб, нанесенный транспортным средствам или здоровью других людей в результате дорожно-транспортного происшествия.

Внимание! Страховой полис ОСАГО является обязанностью каждого водителя, что предусмотрено Федеральным законом № 40-ФЗ. Водитель, не имеющий страховки гражданской ответственности, наказывается штрафом в размере 800 рублей.

Однако, если у водителя нет страхового полиса, это не мешает ему подать иск в случае возникновения спора со страховой компанией потерпевшего из-за неуплаты денег за причиненный ущерб. Полис автострахования можно получить одним из двух способов:

Через личный визит в страховую компанию. Через сайт компании.

Страховая компания не имеет права отказать в выдаче полиса. Если водитель попадает в такую ​​ситуацию, ему не нужно обращаться в суд со страховой компанией. Достаточно подать жалобу в прокуратуру, РАМИ или ЦБ.

Для оформления страховки водитель должен предъявить паспорт, водительские права, свидетельство о регистрации транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства. Страховая компания самостоятельно рассчитывает размер полиса исходя из параметров автомобиля, наличия штрафов у собственника и закона.

Еще две популярные компании, выпускающие страховые премии ОСАГО: РЕСО, Росгосстрах и Ингосстрах.

Причины возникновения споров со страховыми компаниями

По статистике, основные проблемы, возникающие между страховщиком и страхователем, стандартны. Причины споров можно разделить на три группы:

Отказ от оплаты ремонта или других платежей. Уменьшение размера компенсации. Отсрочка платежа.

Часто вопрос, как подать в суд на страховую компанию, возникает в следующих конкретных ситуациях:

Страховщик отказывается признать наступление события, за которое водитель должен заплатить согласованную сумму (например, если ущерб был нанесен автомобилем, который не был аварией). У водителя нет полиса страхования гражданской ответственности. Водитель нарушил порядок оформления процессуальных документов. Спор ведется о размерах и характере повреждений автотранспортного средства или вреда здоровью пострадавших граждан. Вина одного из водителей не доказана или является взаимной. Нет информации о другом участнике аварии (например, о том, что он покинул место столкновения). Страховая компания отказывается выплатить компенсацию по другим причинам.

Важно знать! Часто споры возникают из-за того, что водители готовят евроотчет в отсутствие сотрудников ГИБДД, хотя это допускается нормами законодательства.

В каждом из этих случаев автомобилист должен соблюдать порядок рассмотрения спора: сначала направить претензию страховщику, а затем – подать претензию в суд при ОСАГО. В настоящее время выиграть судебный спор со страховой компанией не так-то просто. Это связано с тем, что из-за частой недобросовестной практики автовладельцев в договорах уступки (суброгации) страховщики имеют право выбирать, покрывать ли затраты на ремонт или ремонтировать автомобиль самостоятельно.

Читайте также:  Выдача разрешения на перевозку пассажиров и багажа пассажирским такси в Москве / Бизнес / Госуслуги Москвы

Досудебная претензия

Подготовка искового заявления в досудебном производстве – первый шаг в разрешении спора. Если возникнет спор из-за уменьшения размера компенсации, отказа в выплате страховки или нарушения сроков оплаты, автомобилист имеет право подать официальную жалобу в соответствующую компанию.

В досудебном иске водитель транспортного средства выражает возражение против неправомерных действий страховщика, указывает все обстоятельства конфликта и требует их устранения. Если страховая компания не ответит письменно в установленный законом срок, автовладелец может обратиться в суд.

Предыдущее урегулирование страховых споров является обязательным элементом для страниц. Если водитель не согласен с суммой, рассчитанной страховщиком, он имеет право включать независимый оценщик для расследования автомобиля и рассчитать сумму претензии со стороны страховой компании.

При отправке документа подачи жалоба необходимо соблюдать несколько требований:

Претензия должна быть сформулирована в письменной форме. Документ должен быть представлен в двух экземплярах: один остается в страховщике, второй возвращается заявителю за квитанцию. Этот документ должен содержать необходимую информацию.

Текст претензии должен содержать следующую информацию:

    Имя, фамилия, Patronmik. Соотношение; Паспортные данные и адрес регистрации; Конфликтные обстоятельства, требования претензии, указание договорных пунктов, нарушенных страховщиком; Расчет суммы компенсации (если компания неправильно рассчитала сумму компенсации, выплаченной) Претензия на оплату фиксированной суммы; Данные банковского счета, к которым должен быть передан деньги; Подпись заявителя и дата подготовки документа.

Все документы, относящиеся к делу, должны быть приложены к работе.

Составление иска в суд

Спор судов относительно страхования CMTPL очень часто. Следовательно, различные конструкции документов для страхования CMTPL можно найти в Интернете. После того, как отказывался удовлетворить претензии страховой компанией, этап борьбы с спортом в суде следует.

Если сумма компенсации не превышает пятьдесят тысяч рублей, претензия должна быть размещена перед судьей комнаты. Если сумма претензий больше, приложение направлено в районный суд. Образец претензий на суд против страховщика на Осаго (Pattern 2019) ниже.

Чтобы утверждать, что причина должна придавать следующие документы:

Подтверждение того факта, что государственная пошлина. Страховой полис. Документы, связанные с аварией (уведомлением, сертификатом, административным протоколом правонарушения, если они доступны). Копия заявки на страховую компанию. Экспертиза по оценке объема общего ущерба и расходов на восстановление автомобиля до предыдущего государства (в случае общих ущерба, должна быть представлена ​​для расчета рыночной стоимости аналогичного автомобиля с учетом естественного амортизации). Копия претензии к страховой компании. Решение о страховании страхования в отношении платежного сообщества Подад или рекомендация денег. Расчет суммы претензии с учетом штрафов, судебных расходов и моральной компенсации (если вы этого хотите).

Иск состоит в суде в суде от ответчика регистрации. Если эти требования будут выполнены, копия суда суда и исполнительной власти должна быть отправлена ​​в судебное заведение для восстановления этой квоты в принудительной процедуре. В свою очередь, страховая компания, выплатив компенсацию, имеет право выполнять претензию в порядке регресса против Гвины партии.

Получение компенсации от страховой компании не сложно. Самое главное, чтобы продолжить в соответствии с процедурой отчетности претензий и подготовить все необходимые документы соответственно.

Оцените статью
Добавить комментарий